Поиск


Улыбка Моны Лизы – американский фильм. 2003 г.

Улыбка Моны Лизы – американский фильм. 2003 гУлыбка Моны Лизы – американский фильм. 2003 года

Преподавательница истории искусств Кэтрин Энн Уотсон, которой примерно лет тридцать, приезжает в 1953 году из солнечной Калифорнии в более суровый по климату штат Массачусетс, где в закрытом женском колледже Уэллесли ещё царят довольно строгие правила относительно воспитания девушек исключительно в качестве будущих невест для обеспеченных женихов. Но на самом-то деле, всё проникнуто лицемерием и ханжеством, а за фасадом благополучия и навязчивой демонстрации личного и семейного счастья скрываются человеческие драмы. И воспитанницы столь престижного заведения, которые получили возможность учиться и узнавать все тайны бытия и искусства, остаются такими же несвободными в своём выборе жизненного пути, как и их предшественницы, допустим, за сто лет до этого, боровшиеся за равные права с мужчинами. Свободомыслящая Уотсон как раз и намерена наставить порученных ей питомиц на более открытое и активное восприятие действительности.

Американцы обожают фильмы о порядках и нравах в частных колледжах ничуть не меньше англичан, особенно если речь идёт о прежних временах, когда предоставляется возможность снять ретро-ленту, которая наполнена приметами, деталями, фасонами, мелодиями — всем тем, что осталось в ушедшей эпохе. Вот почему для постановки «Улыбки Моны Лизы» был приглашён 61-летний британский режиссёр Майк Ньюэлл, который знает толк и в мелодрамах о минувшем («Танец с незнакомцем», «Колдовской апрель»), и в изящно-игривых романтических историях («Четыре свадьбы и похороны»). Ну, а с американской стороны, можно сказать, сам Бог велел соперничать своей улыбкой с самой Моной Лизой голливудской красотке и всеобщей любимице Джулии Робертс!

Однако при наличии необходимых компонентов для создания по-настоящему привлекательной и наверняка запоминающейся картины, увы, чуда искусства всё-таки не случилось, хотя «Улыбка Моны Лизы» по-своему мила и симпатична. Но перегружена декларативными посылами в пользу феминизма, теряя глубину по-человечески трогательного и доверительного рассказа о взаимоотношениях учительницы и учениц (а хотелось бы чего-нибудь в духе «Общества умерших поэтов» Питера Уира). С другой стороны, лишена стилевых изысков и тонкости кинематографического письма, что было свойственно, например, фильму «Девственницы-самоубийцы» Софии Копполы, где, кстати, играла юная Кёрстен Данст, которая в ленте Майка Ньюэлла выступает как бы в роли непримиримой летописцы событий — Бетти Уоррен, попутно строящей козни против подруг по колледжу и новой преподавательницы.

Между прочим, сознательно или же случайно почти все девушки из закрытого заведения в Уэллесли, за исключением, пожалуй, Джоан Брэндуин в исполнении Джулии Стайлс, похожей на Барби 50-х годов, почему-то выглядят чересчур загримированными и старше, чем надо. Видимо, чтобы особо не подчёркивать собственную молодость на фоне уже 36-летней Джулии Робертс, которая и без того переживала на съёмках, что годится им чуть ли не в матери. А её героиня, пусть и выдаваемая за тридцатилетнюю, по логике жизни должна была бы стать к тому моменту замужней женщиной или принципиально оставаться одинокой, метя в старые девы. Но сценаристы, судя по сюжетным метаниям, никак не могли определиться, что им делать с личными привязанностями учительницы Кэтрин Уотсон. Она отвергает предложение прежнего жениха Пола Мура, потом крутит роман со своим коллегой Биллом Данбаром. В итоге одна уезжает в отпуск в Европу — наверно, для того, чтобы воочию увидеть Мону Лизу...

Робертс обеспечила ленте со своим участием кассовые сборы в США, почти сравнявшиеся с весомым бюджетом в размере $65 млн., и чуть большую сумму в остальных странах. Однако эмоциональный приём «Улыбки Моны Лизы» критиками и зрителями был сдержанным.