Поиск

Индийские сказки

Брахман и оборотень. Индийская сказка для детей

ил некогда на свете брахман. Он был так беден, что даже жениться не мог. И надумал он пойти по богатым домам просить подаяние, чтобы собрать денег на свадьбу и на подарки родителям невесты.

Долго ходил брахман с протянутой рукой, пока не собрал сколько нужно. В назначенное время он справил свадьбу и привел в дом жену.

Прошло некоторое время, брахман и говорит своей матери:

- Дорогая матушка, ты и сама видишь, что мне трудно содержать тебя и жену. Позволь мне поехать в дальние страны на заработки. Назад меня ждите не скоро, а пока вот тебе все, что осталось у меня от свадьбы. Хозяйство веди экономно и береги мою жену.

Мать благословила сына, и он отправился в путь-дорогу.

Наступил вечер, и вдруг у них в доме появился оборотень, принявший облик брахмана. Молодая жена удивленно посмотрела на него и спросила:

- Что случилось? Почему ты так скоро вернулся? Ведь ты сказал, что уедешь надолго.

- Сегодня неблагоприятный день для отъезда - ответил оборотень, - вот я и надумал вернуться. К тому же я раздобыл немного денег.

Даже родная мать не заметила обмана. Она была уверена, что это ее родной сын. И зажил в доме мнимый брахман, выдавая себя за сына старой женщины и мужа молодой. Соседи и знакомые ничуть этому не удивились, потому что оборотень и настоящий брахман были похожи друг на друга, как две горошины.

Прошло несколько лет. Вернулся брахман домой и видит: в его доме живет другой человек, точь-в-точь похожий на него самого.

- Ты кто такой? - спросил его оборотень. - И что тебе нужно в моем доме?

- Кто я? - отвечал брахман. - Лучше ответь, кто ты. Я вернулся в свой дом, а это мои мать и жена.

- Что за чепуха! - сказал оборотень. – Каждый знает, что это мой дом, мои мать и жена. И живу я здесь уже много лет. А ты утверждаешь, что пришел к себе домой! Не помутилось ли у тебя в голове, брахман?

И оборотень выгнал настоящего хозяина из дому. Что делать? Пошел брахман к царю и рассказал, что с ним приключилось.

Царь выслушал сначала его, потом его двойника и растерялся. Брахман ходит к царю каждый день, просит вернуть ему дом, мать и жену, а царь не знает, что делать, и все время откладывает решение на завтра.

Долго ходил брахман к царю и каждый раз возвращался в слезах, бил себя ладонью по лбу и приговаривал:

- Ну что это за жизнь? Какой-то негодяй завладел моим домом и женой, а меня выгнал как собаку. И царь, ну что это за царь, который не может решить мое дело?

Дом брахмана находился на окраине города, а невдалеке паслись стада коров. Там обычно собирались под большим деревом пастухи и играли в царя и его приближенных. Одного пастуха избрали царем, другого- главным советником, третьего - котвалом, остальных - стражниками. И вот уже несколько дней подряд они замечали, как брахман возвращался домой весь в слезах.

Пастуший царь спросил своего советника, в чем дело, почему брахман плачет. Советник не смог ответить на этот вопрос, и пастуший царь послал своих стражников, чтобы они привели к нему брахмана.

Подошли стражники к брахману и говорят:

- Тебя зовет царь!

- Зачем? - удивился брахман. - Я только что был у него, и он снова велел приходить завтра. Зачем я ему опять понадобился?

- Да это наш пастуший царь хочет тебя видеть, - отвечали стражники.

- Пастуший царь? - удивился брахман.

- Пойдем с нами, сам увидишь.

Привели стражники брахмана к своему царю, а тот и спрашивает:

- Что это ты, брахман, каждый день плачешь?

И брахман поведал ему свою историю.

- Понятно, - сказал пастуший царь. - Я могу вернуть тебе твои права. Только сходи к царю и попроси его соизволения, чтобы я занялся твоим делом.

Пошел брахман к царю и попросил разрешения обратиться со своим делом к пастушьему царю.

А царь рад-радешенек: очень ему все это надоело.

На следующее утро назначили пастуший суд. Царь, который уже смекнул что к чему, принес с собой кувшин с узким горлышком, поставил его рядом с собой и приготовился слушать.

Сначала держал речь брахман, потом - оборотень. Выступали и свидетели - все было, как в настоящем суде.

Пастуший царь внимательно всех выслушал и сказал:

- Ну что ж, дело ясное. Вот вам мое решение: видите этот кувшин? Кто из вас сумеет влезть в него, тот и есть настоящий хозяин дома. Начинайте!

- Что за чепуха? - рассердился брахман. - Ты - пастух, и ум у тебя пастуший, как я погляжу! Разве может человек залезть в кувшин?

- Если ты этого сделать не можешь, значит, не ты настоящий хозяин дома, - отвечал пастуший царь. - А что ты скажешь? - обратился он к оборотню. – Если сможешь залезть в кувшин, то дом, мать и жена станут твоими.

- Конечно, смогу! - ответил оборотень.

У всех на глазах он сделался маленьким насекомым и влез в кувшин. Пастуший царь тут же заткнул горлышко пробкой и обратился ко всем, кто тут был, с такими словами:

- Теперь вам ясно, кто настоящий хозяин? А ты, брахман, возьми этот кувшин и брось его в море. Сам же иди домой и живи там спокойно.

Брахман сделал так, как велел ему пастуший царь, и с той поры зажил счастливо.

 

Аскет и богиня. Индийская сказка для детей

Жили-были царь с царицей. И все было бы хорошо, да только не было у них детей. Однажды пришел к ним некий аскет и говорит:

- Мне ведомо, что вы хотите иметь детей. Я могу дать царице такое снадобье, что она родит близнецов - двух сыновей. Но вы должны обещать, что одного из них отдадите мне.

Условие было тяжелое, но царь принял его: очень уж ему хотелось иметь наследника. Аскет дал царице снадобье, она выпила его и в положенное время родила двух сыновей.

Прошел год, другой, пятый - мудрец не появлялся, и царская чета решила, что теперь им нечего опасаться старика. Юным царевичам наняли учителей, и они стали быстро одолевать грамоту, учиться верховой езде, стрельбе из лука и другим премудростям. И все любили их за красоту и доброту.

Но аскет был жив и ждал своего часа. В тот самый день, когда юношам исполнилось по шестнадцать лет, он неожиданно объявился и потребовал обещанное. Царь и царица оцепенели от ужаса: они думали, что аскета уже давно нет на свете, а он стоит у ворот дворца и требует одного из сыновей.

Сильно горевали царь с царицей. Думали они, думали, что делать, но так ничего и не придумали. Приходилось расставаться с одним из сыновей, не то аскет своим проклятием испепелил бы и обоих сыновей, и царя с царицей, и всех их подданных.

Но какого из сыновей отдать? Оба были одинаково дороги родительскому сердцу.

Узнали о том царевичи, и каждый из них стал доказывать другому, что именно он должен уйти с аскетом.

- Ты младше меня на несколько минут, ты любимец нашей матери, - отвечал старший, - поэтому ты должен остаться дома, а я уйду.

Много слез пролила мать, много горя пережил отец, пока наконец не решили, что с аскетом отправится старший сын.

Перед тем как покинуть родительский кров, царевич посадил во дворе небольшое дерево и сказал родителям и брату:

- Это - дерево моей жизни: если оно будет свежее и зеленое, значит, у меня все хорошо. Если же вы увидите, что оно стало вянуть, значит, у меня что-то случилось. А если дерево совсем засохнет, стало быть, я погиб.

Поцеловал царевич отца, мать и младшего брата и ушел вслед за аскетом.

По дороге к лесу аскет и царевич повстречали собаку со щенками. Один из щенков говорит матери:

- Мне так хочется пойти за этим красивым и статным юношей. Он наверняка из царской семьи.

Мать разрешила, и старший царевич с радостью взял щенка с собой.

Вскоре они увидели на высоком дереве ястреба с ястребятами. Один из них и говорит отцу:

- Мне так хочется полететь за этим славным юношей. Не иначе он - сын царя.

Ястреб разрешил, и царевич охотно взял ястребенка с собой.

Аскет, царевич, щенок и ястребенок вчетвером продолжали свой путь. Шли они, шли и подошли к небольшой хижине в самой чаще леса, где не было ни одной живой души.

- Вот моя обитель, - сказал аскет царевичу, - здесь ты будешь теперь жить. Твоя обязанность.- собирать цветы для моих подношений богам. Разрешаю тебе ходить во все стороны света, только не на север. Туда не ходи, там с тобой может случиться несчастье. Питаться ты будешь плодами и кореньями, а пить - вот из этого ручья.

Царевичу понравились место, куда они прибыли, и работа, которую ему поручил аскет. Стал он по утрам собирать в лесу цветы, аскет брал их, уходил с ними куда-то, а возвращался только к вечеру. Царевич день-деньской бродил по лесу со щенком и ястребенком. Иногда он брал лук со стрелами и охотился за оленями, благо их было много в этих местах. Однажды он ранил оленя, и тот побежал на север. Царевич забыл о наказе аскета и стал преследовать свою жертву. Олень вбежал во двор какого-то красивого дома, царевич - за ним! И вдруг вместо оленя видит он молодую женщину дивной красоты, которая сидит у дверей дома за столиком для игры в кости. Пораженный красотой этой женщины, царевич замер на месте.

- Входи, входи, незнакомец, - ласково промолвила красавица. - Случай привел тебя к моему дому, но не торопись уходить, давай сыграем в кости.

Царевич согласился. Хозяйка поставила такое условие: если царевич проиграет, он должен отдать ей ястребенка, а если выиграет, то она отдаст ему ястребенка, точно такого же, как его собственный.

Красавица выиграла, забрала ястребенка, посадила его в яму и прикрыла крышкой. Тогда царевич, чтобы отыграться, предложил ей сыграть еще раз. Она заявила что в случае проигрыша он отдаст своего щенка, а при выигрыше получит точно такого же.

Царевич опять проиграл и отдал щенка, которого она посадила в другую яму и прикрыла крышкой.

В азарте царевич предложил сыграть в третий раз. И туг хозяйка поставила еще более суровое условие: если она выиграет, то заберет самого царевича и может делать с ним, что захочет, а если выиграет он – она отдаст ему точно такого же юношу, как он сам. Красавица опять выиграла, схватила царевича, посадила в яму и прикрыла крышкой.

А хозяйка-то была вовсе не женщина, а ракшаси, которая питалась человечиной. При виде нежного тела юноши у нее слюнки потекли. Но в тот день она была сыта и потому оставила царевича на завтра. В ту пору во дворце родителей царевича поднялся крик и плач. Младший царевич, навещая каждый день дерево, посаженное братом, увидел, что оно вдруг стало вянуть. Это означало, что его брату грозит смертельная опасность.

Младший брат тут же решил ехать к нему на выручку, только сначала он посадил во дворе второе дерево. Потом выбрал в царских конюшнях самого быстрого коня и поскакал в лес.

По дороге он встретил собаку со щенятами. Один из них, принимая его за старшего брата, попросил:

- Прошлый раз ты взял с собой моего брата, а теперь возьми меня.

Младший царевич догадался, что первого щенка взял старший брат, и забрал с собой второго.

Поехал он дальше и увидел на дереве ястребенка, перелетающего с ветки на ветку. Завидев царевича, тот закричал:

- Забери меня с собой, добрый путник, как ты взял моего брата!

Младший царевич прихватил с собой и ястребенка.

Так в сопровождении щенка и ястребенка направился младший царевич в глубь леса и вскоре набрел на хижину аскета. Она была пуста. Младший царевич сошел с коня, пустил его пастись, а сам вошел в хижину, чтобы отдохнуть.

Под вечер вернулся аскет, увидел юношу и говорит:

- Предостерегал я твоего брата: 'Не ходи на север, попадешь в беду!' А он, видно, не послушал меня и угодил в лапы ракшаси. Наверняка она уже его растерзала.

- Надо идти ему на выручку, - решил младший царевич. Взял он лук со стрелами и пошел на север.

Вскоре он встретил оленя, ранил его и по его следам пришел в дом ракшаси. Там вместо раненого оленя он увидел женщину дивной красоты и догадался, что перед ним та самая ракшаси, о которой рассказывал аскет.

Хозяйка предложила ему сыграть в кости. Он согласился играть на тех же условиях, что и его старший брат.

Началась игра, и младший царевич выиграл. Хозяйка выпустила из ямы ястребенка и отдала его юноше. Они сыграли во второй и третий раз. Младший царевич снова выиграл, и хозяйке пришлось освободить щенка, а потом и старшего брата.

Братья на радостях обнялись, потом грозно поглядели на ракшаси. Та испугалась и говорит:

- Не убивайте меня, я открою вам страшную тайну и научу, как уберечь от смерти старшего брата.

И она рассказала, что аскет тот поклоняется богине Кали, храм которой находится неподалеку. Старик стремится умилостивить богиню человеческими жертвами, чтобы получить от нее дар. Он уже принес в жертву богине шесть юношей, черепа которых стоят в нише внутри храма. Аскет достигнет своей цели, если принесет в жертву еще одного человека, и этим седьмым должен стать старший царевич.

- Идите скорее в храм, - сказала ракшаси, - и вы увидите сами, что я сказала правду.

Братья поспешили к храму богини Кали.

- Подожди меня здесь, а я зайду внутрь и посмотрю, что там делается, - сказал старший брат младшему.

Только он вошел в храм как из ниши раздался жуткий хохот человеческих черепов.

- Чему вы смеетесь? - спросил перепуганный царевич.

- Как же нам не радоваться? - отвечали ему черепа. - Ведь скоро к нам прибавится еще один – твой череп.

А один из черепов сказал:

- Знай, царевич, через несколько дней истечет срок аскезы старика. Он приведет тебя в этот храм и отсечет тебе голову. Но если ты храбр, можешь избежать смерти и помочь всем нам.

- Скажите, что надо делать, - отвечал старший царевич, - и я выполню все, что требуется!

- А вот что, - сказал череп. - Аскет приведет тебя сюда и велит склониться перед богиней, чтобы отсечь тебе голову. Слушай и запомни хорошенько: когда он скажет, чтобы ты распростерся перед Матерью Кали, скажи, мол, я - царевич и никогда еще ни перед кем не склонял головы. Пусть аскет сперва сам покажет тебе, как это делается. А когда он склонится, ты отсеки ему голову. Как только сделаешь это, мы все оживем, потому что обет аскета выполнен не будет.

- Хорошо, - сказал старший царевич и вместе с братом вернулся в хижину старика.

Прошел день, второй, а на третий день аскет объявил, что ему вместе со старшим царевичем надо идти в храм. Царевич сразу догадался, что старик хочет принести его в жертву богине. Пошел с ними и младший царевич, но аскет не пустил его внутрь храма.

Когда они предстали перед богиней Кали, аскет приказал юноше:

- Склони голову перед богиней!

- Я - царевич и никогда еще ни перед кем не склонял головы, покажи мне, как это делается, - ответил царевич.

Аскет распростерся перед богиней, а царевич быстро выхватил саблю и отсек ему голову. Тут из ниши раздался радостный крик шести черепов, а богиня, довольная царевичем, дала ему тот дар, который безуспешно пытался обрести аскет.

Молодые люди, которых аскет принес в жертву Кали, ожили, а оба царевича вернулись домой живые и невредимые.

 

Шакал-свидетель. Индийская сказка для детей

Один торговец ехал однажды по своим делам верхом на лошади. По дороге увидел он шакала, увязшего в болоте. Шакал позвал торговца и стал просить вытащить его из болота.
– Шакалы – известные обманщики,– ответил торговец.– Не стану я тебя вытаскивать. Но шакал начал смиренно умолять его:
– Нет, нет, братец, не думай плохого о нас, шакалах. Сделай милость, вытащи меня. Я тебе пригожусь, когда ты сам в беду попадешь.
Торговец вытащил шакала и поехал дальше. Прибыв в город, он остановился на ночлег у одного маслодела. Лошадь свою торговец привязал возле дома у коновязи, а сам всю ночь спокойно спал.
На другой день маслодел чуть свет вышел из дома, отвязал лошадь торговца, сел на нее верхом и собрался ехать.
Случайно в это самое время вышел из дома и торговец. Увидев маслодела, он закричал:
– Эй, брат, куда же ты поехал на моей лошади?
– Это моя лошадь,– ответил маслодел.
– Нет, моя. Я на ней вчера сюда приехал.
– Неправда! Знаешь ли ты, что моя коновязь каждый год родит по лошади? Эту лошадь она родила нынешней ночью.
– Вах! – удивился торговец.– Где это видано, чтобы коновязь родила лошадь?!
– А почему бы и нет?– Вот у меня как раз такая коновязь. Если не веришь, спроси у соседей.
В этом квартале жили одни мошенники, а маслодел был у них за главного. Позвал он соседей. Все они подтвердили слова маслодела. Что было делать бедняге торговцу! Пошел он в суд искать справедливости у судьи.
Судья позвал мошенника-маслодела. Тот выставил в свидетели всех своих соседей-мошенников, и те, как один, показали, что коновязь маслодела каждый год родит по лошади. А ту лошадь, которую торговец называет своей, коновязь как раз и родила прошлой ночью.
Тогда судья велел торговцу выставить своих свидетелей. Торговец вспомнил про спасенного им шакала. Он разыскал его и отправился с ним в суд. По дороге шакал сказал:
– Я лягу спать на веранде, а ты, смотри, не буди меня.
Дошли они до суда. Шакал улегся на веранде, а торговец вошел в помещение и обратился к судье:
– Мой свидетель явился.
Судья велел служителю привести этого свидетеля. Служитель стал звать шакала, но тот не отзывался. Тогда служитель вышел на веранду и увидел, что шакал спит. Он растолкал его:
– Что ты здесь делаешь? Разве в суде можно спать? Иди, тебя вызывает судья!
Шакал поднялся и предстал перед судьей.
– Ты что же это, ночью не спал, что ли, если здесь заснул? – спросил судья.
– Саркар (Саркар- господин.),– ответил шакал, делая вид, что протирает глаза,– нынче ночью в одном пруду случился очень большой пожар. Все рыбы в пруду сварились. Вот я целую ночь и просидел на берегу, вылавливал вареную рыбку и ел.
– Что ты болтаешь? – рассердился судья.– Виданное ли дело, чтобы в воде случился пожар?
– А как же вы, ваша милость, верите маслоделу? Разве неживая коновязь может родить живую лошадь? – спросил шакал.
«Верно»,– подумал судья и приказал стражникам:
– Схватите маслодела, а торговцу верните лошадь и отпустите его домой.

 

Золотая антилопа. Индийская сказка для детей

Давным давно жил в Индии очень жадный Раджа. И, хотя в его владениях были не сметные богатства, он не переставал жаловаться на нищету по сравнению с раджами соседних стран.

Однажды услыхав историю о необыкновенной антилопе, под ударами копыт которой по земле рассыпались золотые монеты он приказал своим слугам изловить и доставить к нему во дворец это чудесное животное.
Ни одному из его слуг и янычаров не удалось изловить и привести к Радже антилопу и тогда он решил хитростью выманить Золотую антилопу к себе во дворец, - он схватил бедного мальчика который был другом антилопы и пригрозил отрубить тому голову если Золотая антилопа не выполнит его условия и не станет осыпать его монетами золота.

Антилопа была волшебной и, придя к Радже , сказала ему - "Я дам тебе столько золота сколько ты захочешь! Но помни - как только ты сам скажешь мне остановиться, все твое золото превратится в глиняные черепки!"
Раджа только рассмеялся на эти слова и закричал "Дай мне много золота!"
Антилопа стала скакать по мрамору дворца и при каждом ударе ее копыт как искры рассыпались золотые монеты.
Жадный раджа и его слуги бросились собирать монеты и прятать их по карманам и за пазуху, но золота было так много, что они не успевали собирать все монеты и они стали покрывать весь пол дворца и уже засыпали Раджу по колено, но он не унимался и кричал - " Еще , еще золота!".

Антилопа встала на ступени и стала непрерывно бить копытами, золото волнами осыпало раджу и вот уже , заваленный золотыми монетами по самую шею он захрипел - "Еще золота." Но его хрип уже был еле слышен и в глазах проявился ужас. Раджа попытался подняться из под монет, но не смог. Из последних сил он простонал - "Пощади ! Хватит!".
И в тот же миг Антилопа остановилась, а все золото дворца потускнело и превратилось в глиняные черепки.

Слуги раджи с удивлением и досадой выкидывали из своих карманов черепки и, не обращая на призывы о помощи своего хозяина, уходили из дворца.

Мальчик поблагодарил Золотую антилопу за свое спасение и он вместе отправились в джунгли где никто не просил золота и каждый верил в доброту.

 

Шакал и молодые супруги. Индийская сказка для детей

В давние времена женился, говорят, один парень. Вот и стали они с женой хаживать к её родителям в гости. Шли они раз из гостей домой. С собой девушке дали поджаренных рисовых зёрен, и она их в полу завязала. Это так уж положено — вроде гостинца. А масло в те времена не носили в бутылках; женщины для масла брали кувшинчик из глины, а мужчины — коленце бамбука. Это нынче масло носят в бутылках — от сахибов такое пошло. А в те времена, о каких речь идёт, были глиняные кувшинчики.
Вот жена и несла узелок с рисом на голове, а кувшинчик висел на шнурке у неё на запястье. И шли они от её родителей к себе домой. Муж-то шёл впереди, а жена шла сзади. И как раз когда она спустилась в ложбинку, невесть откуда взялся бхут, принял человечье обличье и пошёл за ней следом. Женщина думает: «Верно, это какой-то сантал. Тоже куда-то идёт». Она ему ничего не сказала, и он ей ничего не сказал. А солнце до заката всего на два кола не дошло — время-то было к ночи.
Случилось тут, так или иначе, что муж обернулся и видит: за его женой идёт кто-то чужой. Остановился он. Только он остановился, бхут сразу схватил женщину и не пускает дальше идти. Муж бегом к ним, палкой замахивается. Кричит:
— Ты чего чужую жену хватаешь? Я тебя мигом пристукну.
Бхут говорит:
— Ты что? Жена-то моя. А ты ей чужой. Потому и идёшь впереди, а она сзади. Была бы она твоя жена, ты разве не шёл бы сзади и не смотрел бы за ней? Раз она моя жена, я и иду сзади — за ней приглядываю. Что ж, я и тронуть её не могу? Иди-ка своей дорогой. Я веду её домой.
Пока он так говорил, муж ухватил жену за руку. А бхут-то всё держит её за другую. Муж её тянет вперёд, а бхут — назад. Тут жена как закричит:
— Эй, путники! Эй, звери лесные! Идите сюда все, кто поблизости. Идите и спасите меня, а то они меня разорвут.
Говорят, в ту пору поблизости рыскал шакал — искал, чем поживиться. Услыхал он её крик, мигом подбежал и спрашивает:
— Что такое? Что такое? О чём спор?
— Это моя жена, — говорит парень. — Я иду с ней домой. Мы идём от тестя с тещей. А этот паскудник невесть откуда взялся и хвать за руку.
— Вот и нет, — говорит бхут. — Это моя жена. Я и иду с ней: она впереди, а я сзади. Я её позади себя не оставляю. А этот паскудник шёл, кто его знает куда, впереди нас. Как увидел нас, побежал к нам, палкой машет, грозится меня прикончить. Схватил мою жену за руку и потащил. А с чего мне её ему уступать? Вот о чём у нас спор.
— Погодите. Не спорьте. Разобраться надо, — говорит шакал.
Он-то догадался, что один из них бхут. Вот он и спрашивает женщину:
— Что это у тебя висит на руке? Дай-ка посмотреть. Она дала ему кувшинчик. Шакал вылил из него масло на землю, вернул кувшинчик женщине и говорит:
— Кто сумеет влезть в этот кувшинчик, тому жена и достанется; а кто не сумеет, тот её не получит.
— Ладно, — говорит парню бхут. — Давай полезай.
— Мне не влезть, — говорит парень.
Тут бхут сам в кувшинчик полез — только свист пошёл. Как влез туда целиком, муж с женой возьми да и заткни горлышко. Заперли его там.
— Не берите кувшинчик с собой, бросьте тут, — сказал им шакал.
Так они и сделали. Кувшинчик оставили и пошли своей дорогой. А шакалу дали рису поесть.